Портал новостей продовольствия
Погода в Москве:
» » Ученые СФУ создали экспресс-тест для оценки безопасности овощей и фруктов

27-05-2019, 12:24
Ученые СФУ создали экспресс-тест для оценки безопасности овощей и фруктов

Новый экспресс-метод, разработанный сотрудниками Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ и Института биофизики КНЦ СО РАН, поможет быстро и эффективно оценить химическую безопасность овощей и фруктов.

Специалисты отмечают, что применяемые в настоящее время классические методы анализа, в частности хроматография и масс-спектрометрия, не позволяют в полной мере оценить потенциальную опасность продуктов питания, являются трудоёмкими и дорогостоящими.

«Среди современных биотестов не многие могут похвастаться быстротой и лёгкостью выполнения. Например, длительность анализа с помощью биотестов на основе лиофилизированных бактерий — Lumistox (Hach, United kingdom), Microtox (Modern water, United States) составляет около часа. А биотест, основанный на использовании яиц ракообразных Thamnocephalus platyurus, даёт результат через 30 минут. Биолюминесцентные ферментативные биотесты — чемпионы по скорости и качеству оценки. Хотя сегодня их применяют в основном для тестирования воды и водных растворов, мы полагаем, что эти тест-системы эффективны и для оценки безопасности многокомпонентных образцов — почвы, биологических жидкостей, продуктов питания», — сообщила доцент кафедры биофизики, научный сотрудник лаборатории биолюминесцентных технологий СФУ Елена Есимбекова.

Минимизировать риск для здоровья потребителей можно благодаря простым экспрессным методам биотестирования. Они помогут не только выявить количество загрязняющих соединений в природных средах, но и адекватно оценить токсическое воздействие, которое эти соединения могут оказывать на живые системы.

«Целью исследования было разработать универсальную схему, позволяющую конструировать новые биотесты, пригодные для оценки безопасности природных и искусственных сред сложного состава. В качестве «проявителя» потенциальной опасности мы использовали биферментную систему светящихся бактерий НАД(Ф)·Н:ФМН-оксидоредуктаза+люцифераза (Р+Л). Проще говоря, если при помощи теста удаётся выявить потенциально опасное вещество — оно влияет на ферментативные реакции и меняет интенсивность испускаемого света. В целом преимущество ферментативных методов токсикологического анализа в том, что можно увеличить чувствительность ферментативной системы к действию потенциально опасных веществ, варьируя условия проведения анализа (например, меняя концентрацию ферментов и/или субстратов в реакционной смеси)», — объяснила заведующая кафедрой биофизики СФУ Валентина Кратасюк.

В ходе экспериментов учёным удалось показать, что биферментная система Р+Л проявляет высокую чувствительность к ряду металлов: к свинцу, цинку, меди, ртути, алюминию и хрому. Аналогичным образом исследовали влияние 4-х пестицидов, сообщает пресс-служба СФУ.

Овощи и фрукты для проведения экспериментов приобретались в торгово-розничных сетях Красноярска.

Результаты исследования, выполненного за счет средств РФФИ, Правительства Красноярского края, Красноярского краевого фонда науки, опубликованы в журнале Doklady Biochemistry and Biophysics.

Просмотров 6 207